Сельская школа село Имай-Кармалы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Имай-Кармалы муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан.
Музей
Дата открытия музея: 08 августа 1978 года.
Направления деятельности музея: краеведение.
Основные разделы экспозиции: «История села», «История школы», «Археология», «Орудия труда и быта крестьян», «Нумизматика и бонистика».
Характеристика основного фонда музея:
Музейные предметы – 1084 (шт.) Телевизор «Волхов» 1962 г., газета «Искра» №1 1900г., газета «Земля и воля» №2 1917г.,газета «Правда» 1912г., женские украшения 18 века, столовая ложка из алюминия 1941-1945 гг., русские монеты 18 и первой половины 19 века.
История школы
Дата основания школы: первая школа – 1887 год. Новая школа – 1972 год.
Обстоятельства создания школы, этапы преобразования:
Школа в с. Имай-Карамалы была открыта в 1887 году и до преобразования в советскую школу являлась земским начальным училищем. Обучение было смешанным и длилось 3 года. В училище функционировало 3 класса. Оно было подчинено Министерству народного просвещения и содержалось на средства Земства. После преобразования училище стало называться Имай-Карамалинской общеобразовательной школой первой ступени. По данным на 1920 год, в школе работали два учителя: Саитгарей Муратович Сагитов, окончивший б классов гимназии, и начавший свою работу в школе в 1919 году, преподавал русский язык, письмо, арифметику, географию, историю. Хамида Ибрагимова, работавшая в школе с 1916 года, преподавала все предметы на татарском языке. В первом классе было 37 учеников: 27 мальчиков и 10 девочек; во втором — 30 учеников: 21 мальчик и 9 девочек; в третьем — 19 учеников: 11 мальчиков и 8 девочек.
В 1919 году учебный год начался 15 октября, в 1920 году — 1 ноября. В 1919 году занятия были прерваны эпидемией тифа. Школа не работала с 10 февраля по 16 марта. Крыша школы была крыта железом, само здание было деревянным и состояло из двух комнат. В первой комнате размещался первый класс (37 человек), во второй — второй и третий классы (51 человек). В этом же здании действовала также школа по ликвидации безграмотности (ликбез). Ликвидация безграмотности населения началась задолго до прихода Советской власти. В 1906 году еще при правительстве Столыпина был принят закон о введении обязательного начального образования. Это дело было продолжено при Советской власти ускоренными темпами. Первыми о сплошной грамотности рапортовали имай-карамалинцы. Цифра, конечно, была явно завышена, большинство лиц старшего поколения в селе фактически так и остались неграмотным. В 20-е годы условий для нормальной работы школы не было. Отапливалась школа дровами, классы освещались керосиновой лампой. Зимой 1920 года в школе было холодно — в январе температура в классах доходила до 8 градусов. Учебников и учебных пособий не хватало. При школе действовала библиотека, насчитывавшая всего 132 книги. Из оборудования в школе было восемь двойных и 14 четырехместных парт, две висячие классные доски.
По школьной программе обязательным было изучение русского языка (1—3 классы), письма (1—3 классы), географии (3 класс), истории (3 класс).
В 1927 году начальная школа в с. Имай-Карамалы была реорганизована в ШКМ (школа крестьянской молодежи), с 1932 года она стала называться семилетней школой колхозной молодежи. Первым директором этой школы был Махмуд Сибгатуллин из д. Чуюнчи.
Директором школы в 1934-36 годах работал Газиз Галиев, имевший среднее педагогическое образование, он же преподавал математику в 5-7 классах. В 1937-47 годах Г. Галиев работал директором и преподавателем Ташлы-Шариповской семилетней школы; в 1960—61 годах — учителем математики Имай-Карамалинской восьмилетней школы. В 1961 году ушел на пенсию, умер в 1966 году в Уфе.
Первыми учителями начальной школы и семилетней ШКМ в 1920—30 годах работали Нигмат Гатауллович Гатин, одним из первых в нашей округе окончивший передовое в то время медресе «Галия», преподавал татарский язык и литературу. Долгие годы работал завучем школы. Один из самых уважаемых учителей нашего региона. Пришлось ему пережить самые тяжелые испытания, пройти, как говорится, огни и воды, уча¬ствовать в бурных событиях той поры. Он — солдат первой мировой, активный участник гражданской войны. Н. Гатин — секретарь в составе правительства А. Валиди, позже — боец знаменитой башкирской кавалерийской бригады М. Муртазина. Н. Г. Гатин — один из активных сторон¬ников и участников башкирского национального движения за независимость Башкортостана. Родился он в 1890 году в д. Ташлы-Тамак в семье муэдзина Гатауллы, образование получил в медресе «Галия», окончил ее в 1913 году, свободно владел фарси и арабским языком. От предложения работать муллой в родном селе он отказался, а отдал всю свою жизнь любимому делу — учительской работе, просвещению людей. Многие наши односельчане старшего поколения — его воспитанники до сих пор помнят его и тепло о нем отзываются. Умер в 1953 году. «Чудо спасло его от репрессий 30-х годов», — вспоминает X. Н. Султанов — один из бывших ответственных работников района. Можно сказать, что от репрессий его сбе¬регли любовь и уважение односельчан: никто его не предал, никто не оклеветал.
В 30-е годы учителем начальной школы работал Салях Валетдинович Альметов, родился он в 1913 году в с. Имай-Карамалы, образование имел среднее педагогическое, участник Великой Отечественной войны. В 1964 году ушел на пенсию, в настоящее время живет у сына в г. Перми, ему 105 лет. Это интеллигентный, высокой культуры, преданный своему делу человек, он всегда был образцом и примером для всех жителей с. Имай-Карамалы. Его жена Фархинур Хабибуллина также работала в те годы учительницей начальных классов, была организатором первой комсомольской ячейки в Имай-Карамалах и комсомольской организации школы.
Работал тогда и М. А. Султанаев, родом из с. Имай-Кара¬малы, 1901 года рождения. Основатель и первый учитель Караталовской начальной школы. Образование он получил в медресе «Усмания». Это один из активных организаторов первых колхозов, коммунист. Умер он в глубокой старости на 86-м году жизни.
Халил Саитгазиевич Зиянгиров — уроженец с. Имай-Ка¬рамалы, учитель начальных классов. Работать ему довелось недолго, добровольно ушел на фронт и погиб в период Великой Отечественной войны. Большой патриот и преданный Родине человек.
С 1 сентября 1938 года школа преобразована в Имай-Карамалинскую среднюю школу. Она была первой средней школой в истории села. Количество учащихся достигало до 500, классы были переполнены, в каждом из них занимались по 45—50 учеников. В классе стояли длинные парты, где сидели в ряд по 7—8 учеников. В школу приходили учиться из близлежащих деревень: Ташлы-Шарипово, Искандерово, Бик-Карамалы, Тугаево, Альметово и других.
Первым директором первой средней школы стала молодая учительница Рафика Киреева, ей тогда было всего 19 лет, преподавала историю и географию. Родом из д. Тирьмы Чишминского района. Начитанная, не по возрасту серьезная, она оказалась принципиальным, деловым руководителем. На вид невысокая, хрупкая девушка, еще без опыта, на удивление всем стала очень активным и требовательным директором. “Она, пожалуй, была тогда одним из лучших директоров школ района, не зря ее избрали и членом бюро РК ВЛКСМ.
Завучем Имай-Карамалинской школы с 1938 г. по июль 1941 г. работал Р. Гизатуллин, родом из Давлеканово, человек весьма образованный. Погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Учителями работали Гизатуллина (жена завуча), преподававшая русский язык и литературу; Нигмат Гатауллович Гатин — учитель татарского языка и литературы, человек высокообразованный, снискавший большой авторитет у жителей села, «Отличник народного просвещения»; Халима Загитова — учитель биологии и химии; Гатаулла Гимаев; Забира Байкова; Галимзянов; Александров и многие другие.
В 1939 году впервые для учащихся организовали новогоднюю елку. По воспоминаниям учителя Н. Г. Гатина, елка и наряды для нее были доставлены из Уфы на 150 рублей, сумма по тем временам немалая. Учителя неплохо подготовили ребят к празднику. Слух о проведении елки с быстротой молнии распространился на всю округу: ведь это было новым делом для здешних мест.
В 1920-30 годы из стен школы вышло немало знатных людей, имена которых стали известными не только в нашем селе, но и в республике, а у некоторых — даже за ее пределами.
– Закир Минивалиевич Тляшев, 1902 года рождения, начальное образование получил в Имай-Карамалинском народном училище, окончил уфимское медресе «Усмания». Трудовую деятельность начал в Узбекистане, прошел путь от инструктора райкома КПСС до секретаря обкома Самаркандской области. Участник Великой Отечественной войны — заместитель командира полка по политической части.- Был тяжело ранен и вернулся в Самарканд, был направлен в Высшую партийную школу, после окончания которой он работал в Самаркандском обкоме партии инструктором, а позже секретарем этого же обкома. Знал в совершенстве тюркские языки: фарси и персидский. После выхода на пенсию занялся научной деятельностью, работал директором областной библиотеки, заведовал госархивом г. Самарканда. Имеет научные публикации.
– Мухетдин Асрарович Султанаев, 1900 года рождения, также после Имай-Карамалинской школы окончил первое медресе «Усмания» в г. Уфе. Первый комсомолец, активный пропагандист большевистских идей 20-х годов. Он был первым организатором молодежной республиканской газеты «Яшь коч», которая начала выходить в 1921 году на татарском языке, входил в состав редколлегии и очень часто выступал со своими статьями.
– полковник запаса Набиулла Лутфуллович Фаткуллин (1917—1977), также участник Великой Отечественной войны.
– Фазылбарый Гарфетдинович Султанаев — кандидат физико-математических наук, бывший преподаватель, доцент Башкирского государственного аграрного университета.
– Нурислам Минисламович Тазиев, уроженец села Имай-Карамалы, 1923 года рождения, выпускник Имай-Карамалинской средней школы 1940 года. Участник, инвалид Великой Отечественной войны. После возвращения с фронта стал учителем Караталовской начальной, затем Аюхановской семилетней школы. В 1947 году назначен инструктором Давлекановского райкома КПСС. Окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС, после окончания которой работал секретарем Ермекеевского райкома, потом многие годы — первым секретарем Мелеузовского райкома КПСС, делегат XXI и XXIII съездов КПСС, депутат Верховного Совета БАССР ряда созывов, председатель комиссии здравоохранения Верховного Совета БАССР.
В годы Великой Отечественной войны перед школой и педагогическими коллективами стояли очень сложные задачи. Мужчины — учителя были мобилизованы, многие добровольно ушли на фронт, защищать страну от гитлеровских поработителей. На их место пришли женщины. Учительский коллектив в то время составляли только женщины. Районный отдел народного образования сумел до начала 1941 учебного года укомплектовать школу учителями, хотя и не все имели соответствующее образование. Коллектив пополнился и за счет эвакуированных учителей. Например, из Ленинграда приехали преподаватели русского языка Тазкира Губайдуллина, Мария Байкова и другие. Из-за недостатка учителей школа перешла на двухсменную работу и была реорганизована из средней школы в семилетнюю. Очень остро встал вопрос с учебниками, о тетрадях и речи не могло быть, не хватало даже простых ручек, чернил, карандашей и других ученических принадлежностей. Приходилось как-то приспосабливаться. Например, писали в книгах между строк, рисовали углем, чернила делали из сажи, дубовой коры. Много было тогда отсева учеников из школы, закон о всеобщем семилетнем образовании не выполнялся, да никто и не собирался его выполнять, ибо для этого не было условий. Не хватало детям ни обуви, ни одежды, ни пищи. Голодных, необутых и неодетых никто тогда не гнал в школу. Основной пищей были картофель, тыква, однако и их до нового урожая не хватало. Но кое-как перебивались, в мае появлялись уже крапива, балтырган (борщевик), кузгалак (щавель) и другие съедобные травы.
Школа стала пополняться учителями, вернувшимися с фронта, кто по ранению, кто по болезни. Среди них X. М. Гирфанов, Н. Н. Ахметшин и другие. Но проблем не поубавилось, тяжело было с ремонтом школы, с заготовкой топлива и многого другого. Ремонт школы и заготовка дров на зиму осуществлялись силами учителей. Отопление в школе было тогда печное, топили дровами, их нужно было заготовить заблаговременно. Лес был некрупный, учителя рубили деревья, а учащиеся складывали их в штабеля, потом свозили в школу на быках. Некоторые школы, например Караталовская, имели своего собственного быка! Директор, Нигмат Гатауллович Гатин, лично сам заготовлял дрова для школы. Благодаря инициативе этого человека школа имела целый гектар своей земли, на которой сеяли пшеницу для нужд учащихся. Колхоз помогал убирать урожай. Дети зимой получали хлеб, чай без сахара, и, конечно, были довольны. А в Имай-Карамалинской школе и того не было, как не было тогда и постоянного руководителя, они часто менялись. Только за пять лет (1941-46 гг.) директорами были Абдрахманов, Гандалиф Фатхутдинов, Зубарзят Насибуллина, Нурулла Ахметшин, Г. Исламов и другие. При директоре Н. Н. Ахметшине школа приобрела даже лошадку. А как ее умудрились приобрести? Учащиеся собирали колосья в поле (их много оставалось за жнейками) и сдавали в колхоз, а взамен школа получила лошадь.
Немало учащихся получили высшее образование. Среди них: Г. Г. Теляшев — почетный нефтяник России, доктор наук, профессор, Герой Социалистического Труда; А. 3. Хабиров — главный агроном района; Ф. Н. Гатина — главный инженер лесхоза; 3. Г. Хабибуллин — агроном, Р. А. Султанаев — агроном; И. Н. Гатин — заместитель генерального директора треста ВНЗМ; М. Н. Хабибуллин — заслуженный строитель республики; С. X. Нагаев — врач, хирург; 3. Ш. Султанаев — заместитель генерального директора ООО “Стройкомплекс” ДП РАО “Газпром” “Баштрансгаз”; 3. Ф. Тазиев — заслуженный учитель РСФСР; Ф. М. Валиахметова, Р. Н. Гатина — отличники народного просвещения; С. А. Абдрафикова, Г. С. Тляшев, М. С. Тляшева и многие другие ста¬ли учителями; С. С. Тляшева — экономист; У. Ф. Султанаев — заслуженный работник торговли, да всех и не перечислишь.
В 50-х годах была проведена реформа школьного образования, в связи с которой школа из семилетней была преобразована в восьмилетнюю. Всеобщее обязательное восьмилетнее образование стало для всех подростков законом. Определенные успехи произошли и в укреплении материально-технической базы школы, в частности, были построены интернат, столовая, одно здание для дополнительных классов. Все эти помещения стояли отдельно друг от друга. Всего их было семь. На повестке дня остро встал вопрос о строительстве новой средней школы.
Большая работа по укреплению и развитию народного образования проделана в 70-80 годы. В это время количество учащихся достигло 450-470 человек, что составляло 13-14 классов-комплектов. Школа работала в две смены, так как не хватало классных комнат. По инициативе администрации за два года (1962-64 гг.) было построено два здания (одно кирпичное, другое деревянное) на пять классных комнат, с 1964 года школа стала работать в одну смену.
В 1967 году на средства колхоза “Родина” заложили первый камень фундамента типовой средней школы на 320 учащихся. Добиваться строительства такой школы было делом не простым. Колхоз (председателем тогда работал 3. Ф. Гареев) не очень охотно шел на это, так как сам остро нуждался в строительстве новых производственных объектов: не хватало животноводческих помещений, зернохранилища, ремонтных мастерских и многого другого. Несмотря на это, под давлением родителей и общественности правление колхоза вынуждено было согласиться на строительство в с. Имай-Карамалы типовой средней школы. Стоимость такого строительства составляла 320 тысяч рублей — сумма по тем временам огромная, на эти деньги в то время могли построить три огромных коровника. Второй сложный вопрос состоял в том, как найти подрядную строительную организацию, достать строительный материал: цемент, кирпич, лес и прочее, ведь строительство было внеплановое, а хозяйственное, стало быть, и строить придется хозяйственным способом. Долго не могли найти строителей. И, наконец, и этот вопрос удалось решить. Нелегко далась эта стройка. Помогали и наши земляки. К примеру, в трудный момент первый секретарь Мелеузовского райкома КПСС Н. М. Тазиев отправил нам несколько вагонов кирпича. С. Н. Тартыков — министр сельского хозяйства республики выделил для завершения строительства 120 тысяч штук кирпича и оцинкованное кровельное железо. Хотя строительство и затянулось, но в 1972 году мы получили в подарок новое двухэтажное здание. Школа была прекрасная, просторная и светлая. В ней десять классных комнат, спортивный и актовый залы, столовая и другие помещения. Оборудована она была полностью за счет средств Министерства просвещения республики. Учителя в новой школе работали с большим творческим подъемом, их силами за год были оборудованы новыми техническими средствами 10 кабинетов. Школа выступила инициатором перехода на новую кабинетную систему обучения. На базе нашей школы были организованы различные совещания, семинары директоров восьмилетних и средних школ района, семинары заместителей директоров школ, сове¬щания председателей колхозов и другие важные мероприятия. Многие учителя-предметники района также побывали у нас для изучения опыта работы по кабинетной системе обучения. Над организацией и внедрением кабинетной системы трудился весь педагогический коллектив. Многие учителя выполнили огромную работу и внесли большой вклад в дело внедрения опыта работы передовых учителей страны в сельских школах. Особую творческую активность в организации и распространении этой системы проявили заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ф. М. Валиахметова; преподаватель русского языка и литературы — Р. Н. Гатина; учителя математики — Н. В. Щербакова, М. Т. Ивлева. Они своими руками сделали и оборудовали кабинет математики обучающим стен¬дом с дистанционным управлением. Большую работу выполни¬ли при оборудовании кабинета истории преподаватель истории Л. И. Кучерова и кабинета географии — учитель географии X. 3. Хабиров и многие другие. Немалый вклад внесли тогда учителя и учащиеся в создании краеведческого музея школы. Открытие музея стало большим событием в жизни не только школы, но и села. Официально музей открылся в 1978 году в торжественной обстановке с вручением паспорта школьного краеведческого музея, который стал центром патриотического и интернационального воспитания учащихся. Это было не просто: созданию музея предшествовала большая организационная работа учителей, учащихся и, конечно, родителей и всех жителей с. Имай-Карамалы.
Был заложен пришкольный участок в размере двух гектаров, состоящий из опытного участка, фруктово-ягодного сада, дендрария, цветника и парка отдыха. При закладке многие сомневались: мол, не получится, пустая трата времени и труда, ведь местность-то какая — школа стоит на склоне горы, всегда на припеке солнца, где никогда и ничего, кроме полыни, не росло, и попытки бывших коллег до сих пор не удавались. Однако, благодаря настойчивости Халика Залиловича Хабирова – директора школы, упорного труда учеников, особенно выпускников 1972— 75 учебных годов, и их родителей участок получился на славу. Сейчас здесь красуются вечно зеленые, устремленные к небу красивые ели и кудрявые сосны, стройные березы и бархатистые голубые ели, золотится по осени рябина с багряными сочными плодами…
Заки Валиевич Зарипов — учитель труда, старательный и добросовестный человек. Это он, собрав из учителей бригаду строителей, за лето 1974 года поставил дом из трех квартир, и квартирный вопрос для учителей был решен.
Фавзия Миниахметовна Валиахметова — преподаватель родного языка и литературы, заместитель директора по учеб¬ной работе, прекрасный организатор, любящий свою работу и пользующийся большим уважением и авторитетом среди учащихся и сельчан.
Роза Нигматьяновна Гатина — преподаватель русского языка и литературы, широко образованный, эрудированный учитель, специалист, знающий в совершенстве свой предмет и методику его преподавания.
Такими же квалифицированными педагогами являются учителя математики Ф. X. Абдрахманова и Т. Г. Ахметова.
Школа за последние 40 лет выпустила более 800 учащихся со средним образованием, из которых 122 окончили различные техникумы, 104 получили высшее образование; трое из выпуск¬ников являются докторами наук: Гумер Гарифович Теляшев, Риф Мударисович Усманов; кандидатами наук — Фарит Нурмухаметович Аметшин, Ильяс Магаданович Равилов, Наиль Ибраевич Хамматов.
Многие выпускники этих лет занимают ответственные руководящие посты районного и республиканского значения, среди них: М. В. Исхаков — начальник ДРСУ Давлекановского района, С. Г. Имаев — начальник Давлекановского отделения «Газ-сервис», Р. Г. Ахметзянов — начальник управления сельского хозяйства, Р. Ш. Гареев — заместитель главы администрации г. Давлеканово, И. И. Шакиров — главный механик АО УЗЭМИК, 3. Ш. Султанаев — заместитель начальника ООО «Стройкомплекс” ДП РАО «Газпром», «Баштрансгаз», Р. М. Хабибуллин — полковник МВД, старший преподаватель Школы МВД.
Государство не оставило без внимания многотрудную работу учителей нашей школы. За достигнутые успехи в области народного образования награждены: значками «Отличник народного просвещения» — учитель родного языка и литературы Фавзия Миниахметовна Валиахметова, учитель русского языка и литературы Роза Нигматовна Гатина, учитель математики Тамара Георгиевна Ахметова; почетным званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» — учитель истории Зуфар Фатхлисламович Тазиев.
С 1994 по 2001 год школу возглавлял Фаниль Салихович Ахметов, скромный, очень работоспособный человек. За годы его деятельности была капитально отремонтирована школа, а ее отопительная система переведена на газ. Созданы все условия для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.
История села
В 1748 году мишарь по имени Имаметдин и его братья основали поселения вдоль реки. Речку назвали Карамалы (на берегах росли ольха и вязь, вязь по татарски – карама). Первыми поселенцами были люди, которые бежали из Казанского ханства во времена Ивана Грозного, когда началось насильственное крещение татар.
МОБУ СОШ с. Имай-Кармалы
453425,Давлекановский район, с.Имай-Кармалы, ул.Советская 1а
Тел.: 3-86-00
Электронный адрес: davlimaik@mail.ru
Директор школы: Гильмутдинова Разина Зигануровна
Руководитель музея: Тляшева Алия Галимовна