Сельская школа село Старопетрово
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Старопетрово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан.
Музей
Дата открытия музея: 1 сентября 2021 года. Инициатор создания музея: Дегтярев Александр Николаевич.
Направления деятельности музея: культура, искусство, сохранение исторической памяти.
Иcторический- (история деревни, восстановление имен участников Великой Отечественной войны, история школы, первых учителей);
Этнографический – изучение и сохранение памятников народной культуры: костюмы, предмета быта и т. д.
Основные разделы экспозиции:
- История школы;
- История родного края;
- Никто не забыт, ничто не забыто.
Характеристика основного фонда музея:
Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея. Он делится на две группы: предметы основного фонда и предметы вспомогательного фонда. В основной фонд входят музейные предметы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории, культуре, природе.
1. Вещественные: мебель, предметы пионерской и комсомольской символики, школьная форма различных исторических периодов.
2. Изобразительные: фото-материалы.
3. Письменные: книги, газеты, рукописи, письма, документы.
В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготавливаемые обычно для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы, схемы, планы, копии подлинных предметов, людей, модели – то есть то, без чего вообще невозможно проводить работу в музее.
История школы
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА. ИСТОКИ НАРОДНОСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЕКОВ
Республика Башкортостан имеет богатый исторический опыт по развитию системы образования и тесно связана с образовательным пространством всей российской истории. Об этом может свидетельствовать каждый населенный пункт республики, в том числе и наше село Старопетрово, школа которого функционирует уже почти 150 лет. Старопетровская школа не только пережила исторические зигзаги времени, но и стала одним из современных модернизированных образовательных учреждений, никогда не менявших свое название и предназначение.
Обратимся к истории. Уфимская губерния, просуществовавшая больше полувека с 5 мая 1865 года по 14 июня 1922 года, состояла изначально из шести уездов. Среди них Бирский уезд по территориальным параметрам превосходил остальные, он занимал 19,8 % губернской территории. Уфимская губерния была образована в самом начале пореформенного периода, поскольку власти рассчитывали на активное включение периферийных окраин в капиталистический хозяйственный оборот. Предусматривалась также интеллектуализация населения, особенно молодёжи, поскольку Россия отставала от многих стран в деле ликвидации азбучной неграмотности и в плане введения всеобщего обязательного начального образования. Во всех уездах Уфимской губернии начинается кампания по борьбе за элементарную грамотность, развёртывается школьная сеть, принадлежавшая разным ведомствам.
Интересен опыт постановки образования в Бирском уезде, где демографические показатели имели традиционное своеобразие. Одной из особенностей населения Бирского уезда, равно как Уфимской губернии, была не только полиэтничность, но и заселение крупных иммиграционных потоков.
Бирск на фоне других городов занимал «довольно видное место» в образовательном пространстве: здесь действовали такие образовательные учреждения, как инородческая учительская трехклассная с приготовительным классом школа, женская прогимназия, уездное училище, три приходских мужские училища, из которых одно башкирско-черемисское и женское приходское училище. Относительно сел можно подчеркнуть, что в большинстве из них были церкви и церковно-приходские школы.
Что касается школы в Старо-Петрово в книге Ивана Златоверховникова «Уфимская епархия» есть строки: «Село Старо-Петрово. Деревянная церковь – во имя Святителя и Чудотворца Николая, построена тщанием прихожан в 1875 г. При церкви есть с 1 августа 1882 г. попечительство. Земли при ней нет. Причт, – священник, диакон и псаломщик – помещается в общественных домах, получает за требоисправления до 300 руб. и ругу. В селе есть церковно-приходская школа. Приход состоит из села и пяти деревень с часовнями. В приходе 985 мужчин и 1020 женщин.».
Как живой организм село Старо-Петрово росло и территориально, и демографически. Если проследить его развитие, то выясняется последовательный рост численности населения и развитие школьного дела как стержневого тренда в духовно-нравственном росте многонационального населения самого Бирского уезда.
С 1879 года на страницах «Уфимских епархиальных ведомостей» печатались аналитические материалы о церковно-приходских школах. Старо-Петрово со своей церковью и школой было неотъемлемой частью школьной сети и духовной жизни Уфимской епархии, поэтому немало исторических материалов о школе в Старо-Петрово можно найти на страницах этого регионального издания. Школа в Старо-Петрово развивалась на фоне губернской религиозно-духовной жизни и образовательного процесса, предопределяемых Святейшим Синодом. Это значит, что все народные школы, в том числе и Старо-Петровская, были почти одного типа и по структуре и учебно-воспитательному содержанию.
В отчете о числе и состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Уфимской епархии за 1887/8 учебный год приводятся качественные и количественные показатели образовательного процесса в губернии. В школьной ведомости, заполненной наблюдателем, были обнаружены данные о церковно-приходской школе в Старо-Петрово: в 1887/8 учебном году в школе учились 26 учащихся, в том числе 23 мальчика и 3 девочки.
В школах преподавались предметы согласно типовым программам: закон Божий: церковное пение; чтение церковной и гражданской печати и письмо; начальные арифметические сведения; а в школах грамотности дети учились читать, писать и петь. Особо организованная комиссия отмечала, что некоторые школы в 1887-1890-е и в последующие годы показали лучшие результаты. Среди них школа в Старо-Петрово, которая имела собственное помещение. Качество преподавания неоднократно проверялось. По Бирскому уезду положительно был отмечен учитель Старо-Петровской школы диакон Алексей Дьяков, который «учительствует при сей школе 9 лет» и преподает с примерным успехом. Известно, что в 1904 году здесь работала Мария Александровна Кмешовская.
В Бирском уезде в указанные годы только в церкви Старо-Петрово имелся певчий хор, как часть обучаемых предметов. Старо-Петрово благодаря церкви Святителя и Чудотворца Николая стало местным духовно-образовательным центром всего прихода, даже волости. Уже в ту пору Уфимский Епархиальный училищный совет причислил Старо-Петровскую школу к церковно-приходским школам с характеристикой «школы замечательные в воспитательном и учебном отношении».
В 1913-1915 гг. в деревню приехали сестры Загуляевы Антонина Федоровна и Валентина Федоровна. С ними работала Антонина Ивановна Чиглинцева, имевшая полное специальное образование. На смену хоровому образованию и церковному пению пришел организованный в школе талантливыми педагогами сестрами Загуляевыми театр. Настоящий театр со сценой, премьерами в Старо-Петрово и гастролями по соседним селам. К особым достоинствам этого театра можно отнести и то, что артистами в нем были не только ученики, но взрослые жители села из числа интеллигенции и крестьянства. Самодеятельные актеры все декорации делали своими руками. Таким образом, школа стала значимым культурным центром не только для Старопетровской волости, но и для всего Бирского уезда.
С установлением в крае советской власти система образования стала государственной, но еще многие годы базировалась на той основе, которая сформировалась в стране в дореволюционный период. В 1931-1935 гг. школа стала начальной с 4 классами. Обучались уже по 120-130 учеников. Работали учителями Печеневский В.Н., Первушевская В.Е., Первушевский П.М. Церковь в 1935 году была закрыта, колокола сняты, а здание реконструировано в двухэтажное и преобразовано в школу, которая к тому времени стала семилетней. В довоенные годы в школе обучались по 230-250 детей. Директором был П.М. Первушевский. Вскоре семилетняя школа была преобразована в десятилетнюю, а два года просуществовала даже одиннадцатилетняя школа, педколлектив состоял из 10-11 учителей.
Мирная жизнь страны была нарушена 22 июня 1941 года. Опустело село: с первых дней войны начался призыв на фронт. За годы войны село стало убогим: ветхость и разруха. Но, несмотря на все страдания, село выжило благодаря самоотверженному труду людей. И в это тяжелейшее время школа оставалась центром сельской жизни, хотя изменился состав учителей. Поскольку Первушевский П.М. был призван на фронт, директором в годы войны работала Крылова Е.Ф. (1941-1946 гг.), заведующим начальной школы в деревне Питяково – Генерозов Н.З. Приехали и стали работать эвакуированные учителя-предметники Бакулина Л.З., Пушкарев З., Кипарисова З., Панцырный Ю.А., Сальникова А.А. и др. Количество учеников сократилось, многим пришлось уйти работать в колхоз, поэтому учились в одну смену. Школьники помогали колхозу: работали в поле: обрабатывали кок-сагыз, который использовался при производстве резины; пахали и боронили на быках. Еще до войны на окраине села был посажен сад на площади в 12 гектаров, где выращивали фрукты и овощи. Собирали и отправляли на фронт посылки. Жители села, ученики школы своим самоотверженным трудом вместе со всей страной ковали общую Победу в тылу.
После Великой Отечественной войны в школу пришли работать фронтовики: Дегтярев Н.А., Плотников И.А., Панцырный Ю.А. В 1954 году, когда школа стала средней, количество учащихся выросло до 415 человек, директором был Русских Б.Г. и работали 22 учителя. В пятых классах учились подростки 14-15 лет, которым война помешала получить своевременное образование. Это были тяжелые послевоенные годы. В школе был один самодельный приемник, слушали его всем школьным коллективом. Электрический свет в школе появился только в 1955 году. В 1958 году директором работал Давыдов С.Н. При нем был выстроен интернат на 50 человек, который считался лучшим по всему району. В 1959 году школа приобрела телевизор «Рекорд» и смотреть его ходила вся деревня.
В 1961 году было начато строительство новой кирпичной школы, которое завершилось в 1966 году. Много пришлось потрудиться всем – взрослым и ученикам, помогая строителям. Но несмотря на все трудности, школа, которой тогда руководил Н.А. Дегтярев, торжественно открылась 1 сентября 1967 года. Учащихся встретили светлые праздничные кабинеты, большой спортзал, оборудованная школьная столовая. А 25 мая выпускниками этого знаменательного года под застреху крыши новой школы была замурована капсула с посланием учащимся ХХI века.
Сегодняшний день Старопетровской средней школы не менее интересен. Как и столетие назад нравственное, духовное и патриотическое воспитание лежит в основе образовательного процесса. Любовь к Родине, уважение к людям, жившим и живущим на селе, – вот основа воспитания на современном этапе. В этом, на наш взгляд, и заключается феномен Старопетровской средней школы: воспитание настоящего человека через духовное, нравственное и патриотическое воспитание.
История села
СЕЛО СТАРОПЕТРОВО. ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
«История предков всегда любопытна тому, кто достоин иметь Отечество».
Николай Карамзин
Недалеко от столицы Башкортостана Уфы, километрах в семидесяти на северо-запад, на холмистой местности, покрытой перелесками, на правом берегу реки Белой в Бирском районе раскинулось село Старопетрово. Красивы окрестности села. Великолепен лес, подступающий с северо-западной стороны селения. Могущество «петровского» леса возвеличивают поднимающиеся ввысь корабельные сосны. Родные просторы. Любимый отчий край. Наша малая Родина. С чего она начинается?
Старопетрово примечательно прежде всего своей историей. Изначально это была деревня, основанная дворцовыми крестьянами. После крестьянской реформы министра государственных имуществ П.Д. Киселева, сельское общество состояло из государственных и удельных крестьян.
Исторический путь села неразрывно связан с основанием и развитием сельской школы, которой уже почти 150 лет. Школа во многих источниках упоминается с 1875 года, таким образом она по праву может считаться одной из старейших не только в Бирском районе, но и в республике. Бирский район Башкортостана сыграл ключевую роль в цивилизационном развитии Уфимского края, до революции – Уфимской губернии.
Как живой организм село Старо-Петрово росло и территориально, и демографически. Если проследить его развитие, то выясняется последовательный рост численности населения и развитие школьного дела как стержневого тренда в духовно-нравственном росте многонационального населения самого Бирского уезда. Бирский уезд до революции делился на 36 волостей. В 1870 году в деревне Старо-Петрово было 60 дворов, 178 мужчин и 179 женщин. Уже в 1906 году, по данным Уфимского губернского статистического комитета, Старо-Петрово приобрело стабильный статус волостного центра. Административно-территориальный облик Старо-Петровской волости таков: «Волость расположена по правому берегу р. Белой, которою омывается с трех сторон. Вообще местность ровная, пересечённая оврагами, по ней протекают речки: Юланда, Бустояс, Винный ключ, Кызгинда, Алабии, Аитовка; есть леса, принадлежавшие удельному ведомству и крестьянам на проселочной дороге, церковно-приходская школа, волостное правление, мануфактура и две бакалейные лавочки, хозяйственный магазин и два кузнечных. Село в 20 км. от уездного центра, в нем 92 двора, 294 муж. и 331 женщ. Население состоит из русских и небольшой части черемис (д. Бикмурзина)». В состав Старо-Петровской волости входили такие населенные пункты как Новопетрово, Силантьево, Бекмурзино, Репьевка, Питяково, Биктимирово, Новобиктимирово, Малая Камышенка (Мордвиновка), Камышенка, Симкино, Андреевка. В Старо-Петрово собирался волостной сход, на котором выбирали волостного старшину, волостной суд и чиновников. Старо-Петрово как село с волостным правлением сохранило свой первоначальный топоним.
Исторические источники убеждают в росте численности жителей Старо-Петрово, и сохранении традиционного культурно-исторического наследия. А статистика на 1917 год такова: в Старо-Петрово численность населения составляла 6881 человек – 3298 мужчин и 3583 женщин. В самом Бирском уезде проживало 588440 человек. Рост численности населения Бирского уезда был очевиден. Ведь 1865 году в уезде насчитывалось 295427 жителей. Известно, что по социальной категории в Старо-Петрово проживали государственные и удельные крестьяне. Основным способом производства у жителей Старопетрово было земледелие. Повышение позитивных показателей демографии подтверждает самодостаточность рассматриваемых субъектов – Бирского уезда, в том числе Старо-Петровской волости.
Помимо крестьянства, жили в Старо-Петрово и купцы, и ремесленники. Сельский магазин сейчас располагается в бывшей купеческой лавке. Этому зданию, вероятно, более 100 лет. Всего в селе находились три лавки и принадлежали они купцам Соколовым. Напротив каменного здания лавки стояла почтовая станция с трактиром. Раньше через село проходил Сибирский тракт, и там стоял пересыльный острог, в котором останавливались этапы заключенных, направлявшихся в Сибирь на каторгу. В остроге находился барак для арестантов, помещение для воинского конвоя и местного караула. Все это было огорожено высоким частоколом.
После установления в Старо-Петрово советской власти вражда между бедными и богатыми, протекавшая до этого в более-менее скрытой форме, вылилась в открытую. Особенно это стало заметно в годы коллективизации, когда бедняки стали сталкиваться с упорным сопротивлением зажиточных, или, как тогда говорили, «справных» хозяев, которых было немало в селе. Самым распространенным методом борьбы был поджог.
Большинство хозяев в Старо-Петрово держало много скота – только лошадей почти на каждом дворе по 2-3 головы. Крестьяне практиковали удобрения, и земля воздавала им сторицей – собирали хороший урожай. Жители Старо-Петрово занимались не только земледелием, но и ремеслами. Работали здесь хорошие шорники, изготовлявшие сбрую для лошадей; портные, шившие добротную крестьянскую одежду; столяры, делавшие нужные в деревенском быту вещи: корыта, чашки, ложки, сундуки, лари, грабли, лопаты, вилы. Занимались ремеслом целыми семьями, привлекая к работе и детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Так как лес давал хороший прибыток в хозяйстве, то о нем постоянно заботились – чистили, сажали новые деревья, берегли его от пожаров. В Старо-Петрово существовал кирпичный завод. Он стоял на берегу небольшого озера рядом с селом. Из кирпича этого завода были сложены печи во многих домах Старо-Петрово. Их клали местные умельцы-печники, которых за мастерство и качество работы приглашали и в другие деревни. Завод перестал работать в конце 20-х годов, когда из частного стал колхозным. В годы советской власти промыслы постепенно исчезли – их душил непомерно большой налог.
Всем перечисленным выше и трудолюбием своих жителей славилось Старо-Петрово на всю округу. К 1917 году в селе насчитывалось 50 дворов. Почти все дома были хорошей, добротной постройки. Население села пополнялось переселенцами из других деревень: Бекмурзино, Репьевки, Биктимирово, Соколовки и других. Большую роль в установлении советской законности и порядка в Старо-Петрово сыграли председатель сельсовета Н.Н. Старцев и милиционер Романов. Они создали отряд из наиболее сознательной и дисциплинированной молодежи, в первую очередь из комсомольцев, который стал заниматься охраной общественного порядка. На время дежурства им выдавали винтовки и сабли. Этот отряд служил еще и для подготовки призывников к службе в армии.
В начале 30-х годов в Старо-Петрово был создан колхоз. Сначала крестьянам приходилось тяжеловато, но постепенно жизнь стала налаживаться. Потом в колхоз пришел первый трактор марки «Фордзон». Его встречали всем миром как чудо, а трактор вдруг перед самым селом застрял в песке, и его пришлось вытаскивать с помощью лошадей. Первым, кто работал на «Фордзоне», был тракторист по фамилии Печенкин.
Церковь в Старо-Петрово была довольно большим двухсветным (два яруса окон) деревянным зданием с одной главой и трехъярусной колокольней. Самый большой колокол на колокольне весил 120 пудов (1920 кг), остальные – поменьше. На пригорке, в центре села, окруженная оградой и деревьями церковь выглядела очень живописно. По церковным праздникам в храм стекалось много верующих из окрестных деревень. Часы в то время были довольно-таки редки, тем более у крестьян. У священника имелись часы, и пономарь по прошествии каждого часа бил в колокол определенное количество раз. Храм содержали всем миром (общиной): собирали средства на его ремонт и благоустройство, заботились и о пропитании его служителей. Хлеб для них сеяли в Соловьевке. Для хранения зерна были построены отдельные амбары при церкви. Богослужения в Старопетровской церкви проводились почти 70 лет. В 1937 году, как и во многих других селах, храм был закрыт, колокола сбросили и увезли, а колокольню разобрали. В церкви разместили школу, в которой ввели семилетнее образование. Интерьер здания был изменен: между световыми ярусами сделали потолочное перекрытие, помещение разделили на несколько небольших классных комнат. Рядом построили здание интерната для учеников из других деревень. В здании бывшей церкви школа работала 30 лет. В начале 60-х в Старопетрово начали строить новую типовую школу-десятилетку. Здание церкви, простоявшее около 100 лет, в это же время было разобрано. Сейчас на месте, где стоял храм, построена небольшая церковь, имеется свой приход и священник.
В настоящее время село Старопетрово невелико, всего три улицы: Центральная, Кооперативная, Садовая. И население не столь многочисленное как прежде. Но в нем живут замечательные трудолюбивые люди и есть замечательная школа, которая каждый день встречает своих воспитанников из окрестных сел. А значит история продолжается… Наше родное село достойно любви и уважения, достойно нашего внимания и заботы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Старопетрово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
452475 РБ, Бирский район, с Старопетрово, ул.Кооперативная, 21а
Тел.: 30842,30843
Электронный адрес: staropetrovo@mail.ru
Адрес сайта в сети Интернет:
Директор школы: Хафизова Татьяна Владимировна
Руководитель музея: Хафизова Татьяна Владимировна