30 июня состоялась презентация интерактивной музейной экспозиции «История сельских школ Республики Башкортостан» на базе Старопетровской средней общеобразовательной школы Бирского района республики. Проект реализован совместно с Центром социализации и развития «Одаренные дети» на грант Главы Республики Башкортостан при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан.Институт стратегических исследований Республики Башкортостан стал главным партнером, оказавшим существенную консультационно-методическую поддержку в реализации этого проекта.В ходе реализации проекта ученые института оказывали поддержку в части создания концепции музея, сайта школьного музея села Старопетрово Бирского района, а также интерактивной карты школьных музеев Республики Башкортостан.
Открывая это событийное для школы мероприятие, директор школы Хафизова Татьяна Владимировна отметила, что школьный музей является образовательным местом, где задачи обучения и воспитания, в том числе и во внеурочное время, имеют решающее значение. Только в нем может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. В сельской местности школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образовательного и культурно-просветительского пространства. Татьяна Владимировна выразила огромную благодарность Институту стратегических исследований Республики Башкортостан за участие в создании интерактивной музейной экспозиции «История сельских школ Республики Башкортостан».
О создании полноценного исторического музея школьный коллектив мечтал уже давно. Стараниями учителей и учащихся школы был собран обширный документальный материал о деятельности школы, об истории села, экспонаты, характеризующие быт и культуру местного населения. Эта идея была поддержана вице-президентом Академии наук Республики Башкортостан, известным российским ученым и общественным деятелем Александром Николаевичем Дегтяревым: «В 2021 году Институт включился в реализацию этой общественно-гражданской инициативы, поскольку сфера образования также является областью научных исследований. В основе любого, а не только государственного музея, лежит научная концепция развития и научное проектирование музейных экспозиций. И мы удовлетворены тем, что смогли оказать поддержку именно в этой части реализации проекта. Сотрудниками института также была проведена большая дополнительная исследовательская работа по этой теме в Центральном государственном архиве Республики Башкортостан, Национальной библиотеке, и результатом этой работы стала научная публикация сотрудников в журнале института «Уфимский гуманитарный научный форум». Александр Николаевич отметил, что краеведы школы, реализуя этот проект, сделали очень большой вклад в сохранение исторической памяти и успешно продолжают формирование на базе школьного музея новой современной культуры. Обращаясь к участникам события, он отметил: «Здесь есть село Старопетрово и его крепкие сложившиеся традиции, есть сельская школа, которая помогает сохранить село. Есть память о родителях и жителях, бережно хранимая поколениями учителей и учеников. Формирование этой культуры дает многое детям, и прежде всего интерес к знаниям, к работе.Это закладывается в них именно в школе первыми учителями».
В своем выступлении глава администрации Старопетровского сельского совета Маммаева Марина Евгеньевна сказала следующее: «Как бы мы сегодня не назвали школьный музей, важно одно, музей и школа – это дорога в будущее, где воплощаются новые идеи нового века, и базовая школа села Старопетрово– это наш главный сельский социокультурный центр».
Присутствовавшие на презентации экспозиции представители Управления образования Бирского района начальник отдела информационно-методического службы Гузель Маснавиевна Мальцева и методист Наталья Николаевна Князева отметили значение и важность музейной работы в школе: «Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.Значение такой работы трудно оценить. Познать свой край, свою историю – какое это прекрасное средство воспитания! И далекое прошлое нашего края, и настоящее, и будущее помогают понять нашим учащимся во имя чего и как надо жить».
Больше фото в Фотогалерее