Сельская школа. Истоки народности сквозь призму веков
Республика Башкортостан имеет богатый исторический опыт по развитию системы образования и тесно связана с образовательным пространством всей российской истории. Об этом может свидетельствовать каждый населенный пункт республики, в том числе и наше село Старопетрово, школа которого функционирует уже почти 150 лет. Старопетровская школа не только пережила исторические зигзаги времени, но и стала одним из современных модернизированных образовательных учреждений, никогда не менявших свое название и предназначение.
Обратимся к истории. Уфимская губерния, просуществовавшая больше полувека с 5 мая 1865 года по 14 июня 1922 года, состояла изначально из шести уездов. Среди них Бирский уезд по территориальным параметрам превосходил остальные, он занимал 19,8 % губернской территории. Уфимская губерния была образована в самом начале пореформенного периода, поскольку власти рассчитывали на активное включение периферийных окраин в капиталистический хозяйственный оборот. Предусматривалась также интеллектуализация населения, особенно молодёжи, поскольку Россия отставала от многих стран в деле ликвидации азбучной неграмотности и в плане введения всеобщего обязательного начального образования. Во всех уездах Уфимской губернии начинается кампания по борьбе за элементарную грамотность, развёртывается школьная сеть, принадлежавшая разным ведомствам.
Интересен опыт постановки образования в Бирском уезде, где демографические показатели имели традиционное своеобразие. Одной из особенностей населения Бирского уезда, равно как Уфимской губернии, была не только полиэтничность, но и заселение крупных иммиграционных потоков.
Бирск на фоне других городов занимал «довольно видное место» в образовательном пространстве: здесь действовали такие образовательные учреждения, как инородческая учительская трехклассная с приготовительным классом школа, женская прогимназия, уездное училище, три приходских мужские училища, из которых одно башкирско-черемисское и женское приходское училище. Относительно сел можно подчеркнуть, что в большинстве из них были церкви и церковно-приходские школы.
Что касается школы в Старо-Петрово в книге Ивана Златоверховникова «Уфимская епархия» есть строки: «Село Старо-Петрово. Деревянная церковь – во имя Святителя и Чудотворца Николая, построена тщанием прихожан в 1875 г. При церкви есть с 1 августа 1882 г. попечительство. Земли при ней нет. Причт, – священник, диакон и псаломщик – помещается в общественных домах, получает за требоисправления до 300 руб. и ругу. В селе есть церковно-приходская школа. Приход состоит из села и пяти деревень с часовнями. В приходе 985 мужчин и 1020 женщин.».
Как живой организм село Старо-Петрово росло и территориально, и демографически. Если проследить его развитие, то выясняется последовательный рост численности населения и развитие школьного дела как стержневого тренда в духовно-нравственном росте многонационального населения самого Бирского уезда.
С 1879 года на страницах «Уфимских епархиальных ведомостей» печатались аналитические материалы о церковно-приходских школах. Старо-Петрово со своей церковью и школой было неотъемлемой частью школьной сети и духовной жизни Уфимской епархии, поэтому немало исторических материалов о школе в Старо-Петрово можно найти на страницах этого регионального издания. Школа в Старо-Петрово развивалась на фоне губернской религиозно-духовной жизни и образовательного процесса, предопределяемых Святейшим Синодом. Это значит, что все народные школы, в том числе и Старо-Петровская, были почти одного типа и по структуре и учебно-воспитательному содержанию.
В отчете о числе и состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Уфимской епархии за 1887/8 учебный год приводятся качественные и количественные показатели образовательного процесса в губернии. В школьной ведомости, заполненной наблюдателем, были обнаружены данные о церковно-приходской школе в Старо-Петрово: в 1887/8 учебном году в школе учились 26 учащихся, в том числе 23 мальчика и 3 девочки.
В школах преподавались предметы согласно типовым программам: закон Божий: церковное пение; чтение церковной и гражданской печати и письмо; начальные арифметические сведения; а в школах грамотности дети учились читать, писать и петь. Особо организованная комиссия отмечала, что некоторые школы в 1887-1890-е и в последующие годы показали лучшие результаты. Среди них школа в Старо-Петрово, которая имела собственное помещение. Качество преподавания неоднократно проверялось. По Бирскому уезду положительно был отмечен учитель Старо-Петровской школы диакон Алексей Дьяков, который «учительствует при сей школе 9 лет» и преподает с примерным успехом. Известно, что в 1904 году здесь работала Мария Александровна Кмешовская.
В Бирском уезде в указанные годы только в церкви Старо-Петрово имелся певчий хор, как часть обучаемых предметов. Старо-Петрово благодаря церкви Святителя и Чудотворца Николая стало местным духовно-образовательным центром всего прихода, даже волости. Уже в ту пору Уфимский Епархиальный училищный совет причислил Старо-Петровскую школу к церковно-приходским школам с характеристикой «школы замечательные в воспитательном и учебном отношении».
В 1913-1915 гг. в деревню приехали сестры Загуляевы Антонина Федоровна и Валентина Федоровна. С ними работала Антонина Ивановна Чиглинцева, имевшая полное специальное образование. На смену хоровому образованию и церковному пению пришел организованный в школе талантливыми педагогами сестрами Загуляевыми театр. Настоящий театр со сценой, премьерами в Старо-Петрово и гастролями по соседним селам. К особым достоинствам этого театра можно отнести и то, что артистами в нем были не только ученики, но взрослые жители села из числа интеллигенции и крестьянства. Самодеятельные актеры все декорации делали своими руками. Таким образом, школа стала значимым культурным центром не только для Старопетровской волости, но и для всего Бирского уезда.
С установлением в крае советской власти система образования стала государственной, но еще многие годы базировалась на той основе, которая сформировалась в стране в дореволюционный период. В 1931-1935 гг. школа стала начальной с 4 классами. Обучались уже по 120-130 учеников. Работали учителями Печеневский В.Н., Первушевская В.Е., Первушевский П.М. Церковь в 1935 году была закрыта, колокола сняты, а здание реконструировано в двухэтажное и преобразовано в школу, которая к тому времени стала семилетней. В довоенные годы в школе обучались по 230-250 детей. Директором был П.М. Первушевский. Вскоре семилетняя школа была преобразована в десятилетнюю, а два года просуществовала даже одиннадцатилетняя школа, педколлектив состоял из 10-11 учителей.
Мирная жизнь страны была нарушена 22 июня 1941 года. Опустело село: с первых дней войны начался призыв на фронт. За годы войны село стало убогим: ветхость и разруха. Но, несмотря на все страдания, село выжило благодаря самоотверженному труду людей. И в это тяжелейшее время школа оставалась центром сельской жизни, хотя изменился состав учителей. Поскольку Первушевский П.М. был призван на фронт, директором в годы войны работала Крылова Е.Ф. (1941-1946 гг.), заведующим начальной школы в деревне Питяково – Генерозов Н.З. Приехали и стали работать эвакуированные учителя-предметники Бакулина Л.З., Пушкарев З., Кипарисова З., Панцырный Ю.А., Сальникова А.А. и др. Количество учеников сократилось, многим пришлось уйти работать в колхоз, поэтому учились в одну смену. Школьники помогали колхозу: работали в поле: обрабатывали кок-сагыз, который использовался при производстве резины; пахали и боронили на быках. Еще до войны на окраине села был посажен сад на площади в 12 гектаров, где выращивали фрукты и овощи. Собирали и отправляли на фронт посылки. Жители села, ученики школы своим самоотверженным трудом вместе со всей страной ковали общую Победу в тылу.
После Великой Отечественной войны в школу пришли работать фронтовики: Дегтярев Н.А., Плотников И.А., Панцырный Ю.А. В 1954 году, когда школа стала средней, количество учащихся выросло до 415 человек, директором был Русских Б.Г. и работали 22 учителя. В пятых классах учились подростки 14-15 лет, которым война помешала получить своевременное образование. Это были тяжелые послевоенные годы. В школе был один самодельный приемник, слушали его всем школьным коллективом. Электрический свет в школе появился только в 1955 году. В 1958 году директором работал Давыдов С.Н. При нем был выстроен интернат на 50 человек, который считался лучшим по всему району. В 1959 году школа приобрела телевизор «Рекорд» и смотреть его ходила вся деревня.
В 1961 году было начато строительство новой кирпичной школы, которое завершилось в 1966 году. Много пришлось потрудиться всем – взрослым и ученикам, помогая строителям. Но несмотря на все трудности, школа, которой тогда руководил Н.А. Дегтярев, торжественно открылась 1 сентября 1967 года. Учащихся встретили светлые праздничные кабинеты, большой спортзал, оборудованная школьная столовая. А 25 мая выпускниками этого знаменательного года под застреху крыши новой школы была замурована капсула с посланием учащимся ХХI века.
Сегодняшний день Старопетровской средней школы не менее интересен. Как и столетие назад нравственное, духовное и патриотическое воспитание лежит в основе образовательного процесса. Любовь к Родине, уважение к людям, жившим и живущим на селе, – вот основа воспитания на современном этапе. В этом, на наш взгляд, и заключается феномен Старопетровской средней школы: воспитание настоящего человека через духовное, нравственное и патриотическое воспитание.